Если ребенок не хочет идти в Храм

Как способствовать тому, чтобы ребенок на богослужении в меру сил старался молиться и не воспринимал поход на службу как тяжкое бремя. Актуально для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

1. Если ребенок младшего школьного возраста не может выстоять богослужение и всячески сопротивляется пребыванию на нем - он не капризный, не непослушный и не неблагочестивый. Он просто маленький - даже если он уже читает, пишет, все понимает и вообще опережает развитие. В силу этапа своего психологического и эмоционального развития, ребенок в этом возрасте может простоять более менее спокойно и внимательно в лучшем случае не более 15-20 минут, затем ему нужна смена деятельности, переключение, активность. По такому принципу строятся все занятия в дошкольных учреждениях и в первых классах школы (уроки короткие, перемены активные, во время урока смена деятельности и переключение).

2. Если вы ведете ребенка к началу службы, объясните ему, что взрослые в течение всей службы стараются молиться, и он тоже должен стараться молиться, но лишь столько, сколько может. Проговорите с ним, что он может делать, когда устанет – может сесть, может писать записки за близких (для тех, кто помладше – может быть, рисовать), может следить за подсвечником, может выйти из Храма (на оговоренное время, в оговоренное место). Но не может, например, громко разговаривать, бегать и так далее. Четкие, понятные и главное посильные правила, как правило, легче и с бОльшим усердием выполняются ребенком. Договоритесь о том, чтобы он продолжил молиться, когда отдохнет и почувствует, что снова есть силы и готовность (важно, чтобы он мог сам решать, когда он устал, а когда снова готов продолжить молитву). Можно проговорить заранее, о чем он бы хотел помолиться, как он может обращаться в молитве к Богу и так далее. Проговорите с ним 3-4 важных момента службы, когда он должен прервать свое занятие, чем бы в это время не занимался, и сосредоточиться на богослужении (На Литургии, например: Евангелие, Херувимская, Символ Веры, Евхаристический канон, Отче Наш), этого будет более чем достаточно, а остальное пусть будет на его детское усмотрение. Объясните  в той мере, в которой ребенок способен понять, почему именно в эти моменты необходимо наиболее благоговейно присутствовать в Храме (например: «через слова, произносимые во время Евангелия на Литургии, Сам Господь с Нами разговаривает и наставляет нас. Не все могут сразу это понять и услышать, но надо стараться  внимательно слушать и не ходить в это время по Храму, тогда Господь видя наше внимание, старание и усердие, даст нам возможность понимать Его тогда, когда придет время». Или: «когда мы все вместе произносим Символ Веры – мы как бы объединяемся в единый организм и торжественно исповедаем нашу веру, подтверждаем Богу, что верим именно в Него, в Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Мы произносим самую главную суть нашей веры. Господь нас слушает в это время и Ему очень важно, чтобы каждый принес свое подтверждение веры в Него).  Если будет только несколько обязательных для ребенка моментов сосредоточения, да еще и он будет понимать их смысл, то скорее всего он с удовольствием будет все исполнять. Если же нет, лучше каждый раз мягко напоминать ему о важности этих моментов, но не ругать его, если он что-то (или даже все) сделал не так. Важно вырабатывать в ребенке добровольное желание в меру своих сил потрудиться на службе – не потому что мама велела, опять будет недовольна и т.п.

3. Если вы видите, что ребенок старался, обязательно заметьте его старания, похвалите его после, даже если у него не очень хорошо получилось. Воля и самоконтроль в этом возрасте еще плохо развиты, но самое главное, что ребенок прилагал усилия. Если ребенок старался участвовать с богослужении больше минимально оговоренного времени, то ваш ребенок герой! Обязательно похвалите его, спросите, насколько ему было трудно, расскажите о том, что он сегодня преодолевал себя ради Бога, а значит он подвизался. Можно сказать о том, что также подвизались для Бога и святые, но, конечно же, значительно в большей мере, потому они и святые. Можно сказать о том, что вы видели, как он старается, и что цените это, и уж тем более ценит это Господь. Ребенку важно почувствовать смысл своих действий, увидеть, что его старания заметили, а в случае неудачи - не обесценили, не упрекнули. Тогда есть вероятность, что в следующий раз он охотно пойдет на службу, будет продолжать стараться, но не перенапрягаться, зная - несмотря на то, что от него ждут, чтоб он потрудился и помолился,  у него все же есть разрешенная возможность отдохнуть и отвлечься, когда это будет необходимо.

Наш адрес:

г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9 (ст. метро Театральная, пл. Революции)

Тел. 8 (916) 494-04-34